Шатров Илья Алексеевич

              

Шатров Илья (Илий) Алексеевич
(1885-1952)  

          Где-то в середине 60-х годов, в пору "оттепели", когда страна очнулась от затяжного страха и беспамятства, в людях проснулась жажда познания прошлого, выходящего за рамки "революционного". И вот однажды тогдашняя историчка Галина Анохина спросила на уроке в девятом классе: "А кто знает, откуда родом композитор Шатров - автор всем известного вальса "На сопках Маньчжурии?" Ни одной поднятой руки. Ребята даже и не подозревали, что Илья Алексеевич Шатров родился здесь, в Землянске.

          Уездный городок Землянск конца XIX - начала ХХ века - это обитель купцов, мещан и работного люда. Долгими летними вечерами в старом парке на открытой эстраде играл духовой оркестр. Слушал эту музыку ясноглазый мальчик Илюша Шатров, младший сын Алексея Шатрова, отставного унтер-офицера лейб-гвардии. Илюша научился играть на балалайке за неделю. А уж на появившейся затем в доме подержанной гармони-трехрядке десятилетний самоучка Илюша воспроизводил почти все из того, что слышал в летнем парке.

          Но, как говаривал впоследствии сам Шатров, в его душе всегда жила "своя собственная песня" - вернее, предчувствие ее. Не покидало оно его и в те дни, когда мальчик, осиротев, оказался благодаря протекции уездного головы в воспитанниках полковой музыкальной команды и классно выучился играть на трубе и барабане. Потом судьба преподнесла царский подарок - возможность учиться в Варшавской консерватории, откуда юноша вышел с дипломом, дававшим право на занятие должности военного капельмейстера. Двадцатилетним подпоручиком принял под свою команду духовой оркестр Мокшанского полка, расквартированного в Екатеринбурге. С приходом нового дирижера тамошний оркестр стал пользоваться в городе большой популярностью. Но грянула война с Японией. Прямо из вагонов 214-й Мокшанский полк послали в осажденный город-крепость Мукден. На одиннадцатый день сражения сомкнулось кольцо вокруг поредевшего полка, и тогда последовала команда:

- Оркестр и знамя - вперед!

          Со шпагой в руке - капельмейстер Шатров. Взмах шпаги - и над окопами, над воронками от снарядов, над теми, кому уже не встать с земли, поплыл марш - по-русски безоглядно удалой и бесшабашный. Вскрикнув раненой птицей, затих кларнет. По лицу старого трубача текла кровь. Барабанщик, тяжело припадая на левую ногу, из последних сил выбивал лихую парадно-строевую дробь. И так, с оркестром и развернутым знаменем, полк вышел из окружения.

         Шедший впереди оркестра капельмейстер не получил ни единой царапины, но двое его оркестрантов погибли, а семерых тяжело ранило. Всех - и оставшихся в живых, и павших мокшанцев наградили Георгиевскими крестами. Капельмейстер Высочайшим указом был удостоен золотого ордена Станислава третьей степени - за храбрость и хладнокровие, с которыми он шел, ведомый музыкой, на вражеские пули.

          На нотах своего только что родившегося вальса Илья Алексеевич сделал надпись: "Мокшанский полк, на сопках Маньчжурии". Этим названием он лишь хотел зафиксировать место создания произведения, вовсе не собираясь живописать в музыке ни дальневосточный пейзаж, ни батальные сцены. До конца своих дней маэстро настаивал на том, что "На сопках Маньчжурии" - отнюдь не реквием в ритме вальса, это объяснение в любви к Родине.

          К вальсу, покорившему всю Россию, ставшему одним из ее национальных символов, было написано множество текстов. В наибольшем ходу до сих пор остаются слова, сочиненные к мелодии Шатрова известным писателем и бунтарем Скитальцем (псевдоним С.Петрова): "Тихо вокруг, сопки покрыты мглой... "

         Творческая же биография Шатрова и после 1917 года шла в прежнем русле. Он "командует" духовыми оркестрами в различных городах, в том числе в Тамбове. Но подоспела еще одна война. В 1941 году вальс "уходит на фронт" - вместе со своим автором, скромным военным капельмейстером. (Помните, об этом "Вальс о вальсе" уже другого композитора, много лет спустя: "Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки... "). А под Шатрова танцевали в прифронтовых лесах, когда молодость и жажда жизни брали свое, когда надо было хоть ненадолго забыть о смерти, о завтрашнем бое...

          После Победы Илья Алексеевич возвращается в Тамбов. Он - гвардии майор, награжден боевым орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевую доблесть". Дальнейшее свое служение армии и музыке военный дирижер Шатров продолжает в Тамбовском суворовском училище. Его земной путь завершился в 1952 году. Упокоен Илья Алексеевич на местном Воздвиженском кладбище. Над могилой - плита из белого мрамора с надписью золотом: "Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса "На сопках Маньчжурии". Установлены мемориальные доски на здании нынешнего Тамбовского военного авиационно-инженерного института, на домике, в котором жил Илья Шатров.

          Чтят и помнят маэстро и в его родном Землянске. Права упомянутая в начале этих заметок Лариса Смирнова: вальс дал толчок к созданию интереснейшего музея, где наряду с экспозицией, посвященной Шатрову, есть уникальные материалы, рассказывающие о многих других выдающихся деятелях культуры из Землянска.

         Бывший уездный городок и поныне выглядит почти так же, как во времена детства и юности Илюши Шатрова. Нет лишь в Землянске былого парка с длинными тенистыми аллеями и с духовым оркестром. Стало быть, и вальс "На сопках Маньчжурии" теперь здесь вряд ли услышишь в живом исполнении. Жаль.

Варфоломеев Пятерим, соб. корр. "Труда".

Воронежская область, Тамбовская область

Текст      
На сопках маньчжурии MP3 661 KB скачать
На сопках маньчжурии (исп. Л. Зыкина) MP3 853 KB скачать
На сопках маньчжурии (исп. И. Козловский) MP3 711 KB скачать
На сопках маньчжурии (исп. Вавич) MP3 602 KB скачать
На сопках маньчжурии (исп. Д. Хворостовский) MP3 682 КB скачать

Рейтинг@Mail.ru

     Сopyright © Oleg